ФЭНДОМ

Декавилевская колея (Decauville) — железнодорожный путь с шириной колеи 500 мм, первоначально применявшийся во Франции для обеспечения перевозок грузов в сельской местности, на рудниках, имеющих небольшой объём добычи, и на строительных площадках.

Разработал такую систему французский инженер Поль Декавиль. Будучи сыном фермера Арманда Декавиля, Поль занимался производством свеклы для своего винокуренного производства. Ненастная погода, превратившая все грунтовые дороги в грязь, и запасы свеклы порядка 9 тысяч тонн на своих полях заставили искать выход. Декавиль придумал изготавливать рельсошпальную решётку исключительно из металлических элементов, каждый из которых весил немного, но при этом легко монтировался и демонтировался. Для спасения урожая с полей этого оказалось вполне достаточно — были сделаны небольшие вагонетки, передвигаемые вручную.

Впоследствии система получила усовершенствования.

Декавилевская железная дорога широко применялась как военно-полевая железная дорога для подвоза боеприпасов внутри фортификационных сооружений, в промышленности и в горнодобывающей промышленности разных стран.

Обычно для тяги вагонов (или вагонеток) применялась гужевая тяга, но на Всемирной выставке 1889 года в Париже поезда с пассажирами водили паровозы.

В России первым о применении декавилевской колеи заговорил инженер путей сообщения Матвей Степанович Волков[1].

Примечания

  1. Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 8. Вибрафон — Волово. 1951. 648 стр., илл.; 50 л. илл. и карт.

Ширина колеи
Основное  Breitspurbahn — 3000 ммБрюнелевская колея — 2140 ммИндийская колея — 1676 ммИберийская колея — 1668 ммИрландская колея — 1600 ммРусская колея — 1520 (1524) ммСтандартная (стефенсоновская) колея — 1435 ммШотландская колея — 1372 ммКапская колея — 1067 ммМетровая колея — 1000 ммБоснийская колея — 762 ммТрехфутовая колея — 914 мм750 мм • 600 мм • Декавилевская колея — 500 мм • 457 мм • 400 мм • Пятнадцатидюймовка — 381 ммКолея в Норфолке — 260 мм

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики