ФЭНДОМ

Еди́ная сетева́я разме́тка (ЕСР) — система цифрового обозначения железнодорожных станций на территории стран СНГ и Балтии.

С помощью кодов ЕСР кодируются станции, открытые для выполнения грузовых операций, производящие перевалку грузов с железнодорожного на речной или морской транспорт и обратно. ЕСР предназначена для унификации разметки перевозочных документов[1].

Код ЕСР также является частью кода железнодорожной станции в АСУЖТ.

Структура

Код ЕСР состоит из четырёх цифр, составляющих основную часть кода. Также существует защищённый код ЕСР, в котором к основному коду добавляется пятая — контрольная цифра[2].

Код построен по принципу:

NNYYK,

где

NN — номер сетевого района,
YY — порядковый номер станции в данном сетевом районе,
K — контрольная цифра.

Номер сетевого района

Вся железнодорожная сеть стран СНГ и Балтии разбита на 99 районов по сплошной нумерации. Нумерация районов возрастает с запада на восток. Так, в первый район входят станции Кольского полуострова и Карелии, а в 99-й — острова Сахалин. Железная дорога (как структурное подразделение) может охватывать один или несколько сетевых районов (в том числе часть района). Сетевые районы не пересекают границы государств. Номер первого района, прикреплённого к железной дороге служит цифровым кодом для неё[3]. Например, Куйбышевская железная дорога охватывает 63, 64 и 65 районы и имеет цифровой код 63.

Порядковый номер станции. За каждым участком дороги, входящим в район, закрепляется ряд номеров. Станции на участках нумеруют, как правило, по возрастанию в чётном направлении. Важнейшие станции районов имеют нулевые номера. Например, код ЕСР станции Пенза-3 равен 6300.

Для пограничных и некоторых портовых станций кроме основного кода ЕСР выделены дополнительные номера[1].

Контрольная цифра. Представляет собой число от 0 до 9. Контрольная цифра определяется как остаток от деления на 11 суммы поразрядных произведений соответствующих цифр кода на порядковый номер каждой цифры. Если остаток равен 10, то для расчёта нумерацию цифр начинают с трёх. Если же и в этом случает остаток будет равен 10, то контрольная цифра принимается равной 0. Например, для кода станции 63567 (Сызрань I) контрольная цифра рассчитывается следующим образом:

  6 3  5  6
 ×
  1 2  3  4
  _________
  6+6+15+24 = 51

Число 51 делится с остатком на 11: неполное частное — 4, остаток — 7. Контрольная цифра кода равна 7.

История

ЕСР была введена в 1971 году. В 1984 году код станции ЕСР был дополнен пятым защитным знаком[1].

В 1992 году было произведено изменение границ сетевых районов по границам государств[4].

Код станций АСУЖТ

В кодах станций АСУЖТ основной код ЕСР дополняется пятой и шестой цифрами. Код построен по принципу:

NNYYZK,

где

Z — дополнительная цифра.

Пятая цифра предназначена для кодирования станций, закрытых для грузовых операций (пассажирские станции, остановочные пункты, разъезды и т. п.). Станции, открытые для грузовых операций, определяются как базовые, и пятая цифра в их коде равняется нулю.

Нумерация остальных станций ведётся последовательно от 1 до 9, от базовой, как правило, в чётном направлении.

Шестая цифра кода АСУЖТ является контрольной, и рассчитывается аналогично контрольной цифре кода ЕСР. При этом, для грузовых станций контрольные цифры обоих кодов будут совпадать.

См. также

Железнодорожный код приписки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ерофеев, А. А. Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Пособие по выполнению контрольной работы для студентов факультета безотрывного обучения Гомель, издательство УО «БелГУТ», 2005
  2. Зверев В. И., Коляда А. С. Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте: Конспект лекций, Иркутск, издательство ИрГУПС, 2002
  3. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Информационные системы на железнодорожном транспорте» для студентов дневного и заочного обучения специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)» Составитель: В.М. Савина, Самара, издательство СамИИТ, 2002
  4. Кодировка станций в системах ЕСР и Экспресс

Ссылки

FAQ по железнодорожному транспорту
Основное  АСУЖТЕСРЖаргонизмыЖелезнодорожная терминологияИнструкции по сигнализацииКарта составовКоды приписки бывшего СССРМаркировка рельсовНумерация поездовНумерация светофоровОписание видов обозначения составовРозетки СМЕСистема многих единицЭлектрические рельсовые цепи
Особые случаи  Крымская железная дорога

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики