ФЭНДОМ

Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко
Направление

духовная музыка

Жанр

молитва

Состав исполнителей

смешанный хор

Год создания

1910

Дата премьеры

неизвестна

Композитор

А. К. Лядов

BSicon KBHFa olive.svg
Д. В. Аллеманов
BSicon HUBaq.svg
BSicon KBHFxe pink.svg
BSicon HUBeq.svg
BSicon BHF olive.svg
А. К. Лядов
BSicon ABZgl olive.svg BSicon KBHFeq olive.svg
игум. Елисавета (Жегалова)
BSicon BHF olive.svg
В. А. Фатеев
BSicon ABZgl olive.svg BSicon KDSTeq olive.svg
В. Д. Жевахов
BSicon BHF olive.svg
А. П. Орловский
BSicon BHF olive.svg
иером. Нафанаил (Бачкало)
архим. Матфей (Мормыль)
BSicon BHF olive.svg
диак. Сергий (С. З. Трубачёв)
?
BSicon BHF olive.svg
У. М. Танделов
BSicon BHF olive.svg
В. Н. Шувалов
BSicon BHF olive.svg
Д. В. Шевченко
BSicon KBHFe olive.svg
К. Е. Волков
BSicon KDSTa pink.svg
А. С. Казунина
BSicon BHF pink.svg
Стихира на Рождество Христово
BSicon BHF pink.svg
Тропарь Рождества Христова
BSicon BHF pink.svg
Кондак на Рождество Христово
BSicon ABZgl pink.svg BSicon STR+r pink.svg
BSicon CPICl pink.svg BSicon CPICr pink.svg
Благообразный Иосиф — Мироносицам Женам
BSicon ABZg+l pink.svg BSicon STRr pink.svg
BSicon BHF pink.svg
Чертог Твой вижду
BSicon BHF pink.svg
Задостойник на Воздвижение
BSicon STR pink.svg
BSicon HUBaq.svg
BSicon KBHFxe pink.svg
BSicon HUBeq.svg
BSicon BHF olive.svg
BSicon STR pink.svg BSicon exBHF pink.svg
Кресту Твоему покланяемся
BSicon STR pink.svg BSicon exKBHFe pink.svg
Величание Благовещению Пресвятой Богородицы
BSicon BHF pink.svg
Херувимская
BSicon BHF pink.svg
Тебе поем
BSicon BHF pink.svg
Хвалите Господа с небес
BSicon eABZgl pink.svg BSicon exSTR+r pink.svg
Аллилуйя
BSicon BHF pink.svg
Чашу спасения прииму
x20px
Елена Кейлина-Ройтер

Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко[1] - духовное произведение А. К. Лядова для смешанного хора a capella без опусного номера, написанное в 1910 году.

История создания

«Ежечасная молитва» послужила своего рода итогом развития немногочисленного духовного творчества Лядова, в которое, по версии А. С. Казуниной А. С. Казунина[2], вошли не только известные всем «Десять переложений из Обихода» ор. 61, но и уже упомянутая Ежечасная молитва и три необработанных фрагмента (два напева и хоровое «Аллилуйя!»). Тем не менее, из этого багажа завершёнными стали только два произведения первых произведения. При этом, если на Обиход Анатолий Константинович в сумме, с большими перерывами, потратил целых 28 лет[3], то «Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко» была написана быстро, в 1910 году – автограф датируется 1 апреля по новому стилю[4], а в том же году протоиерей А. И. Маляревский опубликовал партитуру вместе с произведение В. А. Фатеева во втором издании своей книги «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для школ и народа», в третьем издании (1911 год) обе партитуры были повторены. При публикации партитуры в 3-м издании Маляревский дал методическое указание на заднем форзаце книги, что партитура "Ежечасной молитвы" может быть исполнена во время одного из перерывов при чтении книги на уроке.

Текстологические характеристики

При оформлении текста Анатолий Константинович использовал нотную бумагу издания П. И. Юргенсона, несколько пожелтевшую, и примятую. Быстрота работы над произведением позволила композитору записать нотный текст без грубых исправлений[5] (за исключением правки одной из речитаций женских голосов – были сокращены два такта, были также нюансовые и штриховые правки). Технический анализ публикации нот в книге А. И. Маляревского позволяет сделать вывод о том, что почерк текста произведения сохранился практически таким же, как и в автографе, но уже переписанным начисто.

Композиционный, синтаксический и стилевой анализ

  • Мелодическое изложение в хоре Лядова относительно простое: здесь нельзя встретить широких и пластичных распевов определённых слогов, как в «Стихире на Рождество Христово», «Чертог твой вижду» или «Херувимской», где распевность была связана с цитируемым первоисточником. Наоборот, мелодия в сопрано «Ежечасной молитвы» авторская, максимально приближенная к силлабическому типу – на один слог падает один звук, и лишь в строчных каденциях применяется небольшое распевание, но не настолько широкое, чтобы претендовать на мелизматику.
  • Методика работы с метроритмом, наоборот, несколько сходная с той, что применялась в «Херувимской» ор. 61 № 7 и «Чашу спасения прииму» ор. 61 № 10. Хотя Лядов и устанавливает постоянный размер 2/2, но он не сводит изложение молитвы к квадрату, наоборот, также расширяя хоровую фактуру в соответствии с логикой молитвенного текста. Однако и тут не всё так просто: в третьем разделе авторское изложение в размере 2/2 неожиданно прерывается одним тактом, в котором женский хор останавливается на речитации (такт в 10/4 без указания смены размера, у обиходных регентов также встречается просторечное название «читок»). Это обстоятельство, с одной стороны, отличает партитуру «Ежечасной молитвы» от лядовских переложений из Обихода, а с другой стороны, адаптирует её к повседневному обиходу, в котором строки, например, обиходных гласов распеваются без точного размера по структуре текста.

Форма

  • Соотношение текста и музыки в форме данного песнопения в целом соответствуют изначальной риторической диспозиции, заданной святителем Иоасафом. Несмотря на то, что подробное обоснование этого факта появилось на два года позже, в богословском комментарии молитвы, подготовленном князем В. Д. Жеваховым и впервые опубликованным в 1912 году, Лядов, как и его неявные коллеги и конкуренты по музыкальному воплощению Ежечасной молитвы, сумели духовно прочувствовать эту границу. Двухабзацевая структура текста, в которой первый абзац связан с глубинными размышлениями святителя о благодарении им Иисуса Христа, осознании Его искупительной жертвы, а также принадлежности души и подвига Иоасафа Господу, а во второй благодарность святителя обращена за пределы его земной жизни и к скорби о том, что человечество не благодарно Христу за Его подвиг, сохранена в виде контрастного разделения хоровой фактуры. Но при этом второй абзац текста поделён Лядовым на два сходных раздела, со сходным гармоническим планом.

Если бы мы записывали схему этого песнопения с точки зрения строчного текстомузыкального соединения, то мы бы получили такой результат:

1 2 2а

По сути, Лядов для своей молитвы берёт двухчастную структуру, которую, например, можно встретить и в некоторых его переложениях из Обихода при оформлении хоровой фактуры в строфах. Для сравнения, приведу строчную схему «Херувимской» ор. 61 № 7:

(1 2) (1 2) (1 2а) (1 2) (1 2а)

В «Ежечасной молитве» разделы 2 и 2а делятся на две части, вторые из которых имеют больше гармонических отличий. В таком случае строчная структура вполне могла бы выглядеть так:

1 2 3 2а 3а[6].

Гармонический язык

  • Что касается гармонического языка, то в «Ежечасной молитве» Анатолий Константинович не изменяет тому стилю, который он применил ещё в переложениях из Обихода ор. 61. Это утверждение можно закрепить следующими признаками:
  1. Общий ладогармонический план соответствует принципам модальной тональности, в которой сочетаются как авторские приёмы, так и методы традиционной обиходной гармонизации. Первый приём, который можно в определённой степени назвать лядовским, – это последование первых трёх аккордов, функциональный ряд которых уже встречался в «Задостойнике на Воздвижение» ор. 61 № 6.[7]
  2. Как мне кажется, также стоило бы подчеркнуть и то, что модальная тональность «Ежечасной молитвы» движется, в основном, в пределах параллельных мажора и минора. При наличии промежуточных центров d и C, основные ударные слоги и строчные каденции (если следовать трёхстрочной структуре формы) всё равно падают на опоры G и e. Всё это можно структурировать в виде таблицы:
Раздел 1 2
Каденционный (конечный) тон е е G

Таким образом, можно отметить, что третий (2а) раздел, которая становится «конечной», содержит в себе переломное звено, включающее в себя секстаккорд второй ступени (см. такт 43, 4-я четверть), который изменяет ход функционального движения песнопения, приводящего к заключительной каденции в G.

  1. С «Задостойником на Воздвижение» ор. 61 № 6 сближает гармоническая последовательность последних фраз перед заключительными каденциями (извиняюсь, что почти по-училищному расписываю функции «поаккордово», но такое сближение становится для меня интересным):
  • Задостойник: [Тя] величаем:

SII65 – (T6) – SII65 неполн. – (DVII6) – T6 – D538-7 – Т53

  • Ежечасная молитва: […] во веки веков. Аминь:

Tp538-7 – SII65 неполн. – DVII6 – T6 – Tp53 – SII65 – D7 – T53

В «Ежечасной молитве», как оказывается, функционально-аккордовая последовательность чуть больше, однако в силу того, что Лядов перераспределяет аккорды и метрически, некоторые акккорды (например, секстаккорд VII ступени в 46 такте и доминантсептаккорд в 49 такте), оказываются более полновесными, нежели в «Задостойнике», хотя основная опорная цепь у обеих аккордовых последовательностей одинакова.

  1. Отдельное слово хотелось бы сказать о тембровом решении начальных фраз (в развёрнутой строчной схеме – это разделы 2 и 2а), когда фразы «О, Господи, Иисусе Христе Сыне Божий» (начало раздела 2 в трёхстрочной схеме) и «В странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих» исполняются только женской частью хора. Можно сказать, что Лядов обращался к содержательному моменту «ангелоголосного пения» или пения серафимов и херувимов в понимании композиторов синодального периода, что мы уже наблюдали в третьем разделе «Стихиры на Рождество Христово» ор. 61 № 1.

Таким образом, «Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко» стала естественным продолжением духовного наследия Анатолия Константиновича Лядова, в котором, несмотря на его немногочисленность, проявились органическая зрелость, умение работать с композицией авторского молитвенного текста и, в то же время, гармоническая простота и естественность хоровой фактуры.

Исполнения и переложения

На рубеже 2000–2010-х годов игуменией Стефано-Махрищского Свято-Троицкого ставропигиального монастыря Елисаветой (Жегаловой) была переложена для женского монашеского хора партитура «Ежечасной молитвы святителя Иосафа Горленко» А. К. Лядова; запись переложения была выпущена на компакт-диске «Да возрадуется душа моя о Господе» под номером 24[8][9].

Примечания

  1. В названии этой, а также опубликованных в том же году партитур В. А. Фатеева, а годом ранее - Д. В. Аллеманова, допущена орфографическая ошибка
  2. Казунина А. С. Творческое наследие А. К. Лядова (к проблеме изучения рукописей композитора). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – СПБ, РИИИ, 2018 – С. 27, 77
  3. Казунина А. С. Творческое наследие А. К. Лядова (к проблеме изучения рукописей композитора). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – СПБ, РИИИ, 2018 – С. 78
  5. Казунина А. С. Творческое наследие А. К. Лядова (к проблеме изучения рукописей композитора). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – СПБ, РИИИ, 2018 – С. 350–351
  6. По субъективному мнению художественного руководителя Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова Евгения Кирилловича Волкова, Анатолий Константинович сумел вырастить из двух абзацев (3+5 строк текста) полноценную трёхчастную композицию, да ещё и с ходами в виде речитации женского хора
  7. Если взять за ладовый центр лядовской «Ежечасной молитвы» звук G, то последование будет выглядеть как D53 –T6 – SII53, аналогичное первым трём аккордам в «Задостойнике»
  8. Нотную расшифровку данной аудиозаписи, опираясь на исходный текст партитуры Лядова, выполнил автор данной статьи
  9. Данный компакт-диск был опубликован на портале Предание.ру. К сожалению, в выходных данных аудиофайла, вызываемых в меню «Свойства» при клике на иконку файла правой кнопкой мыши, год записи или выхода компакт-диска не был указан

Ссылки