ФЭНДОМ

Начинающие (и не только) транспортные фотографы нередко сталкиваются с проблемами ограничения права на фотосъёмку транспорта в определённых локациях, а также негативной реакцией со стороны работников транспортных предприятий, вплоть до воспрепятствования съёмки.

  • Сборник часто задаваемых вопросов о праве на фотосъёмку содержит наиболее частые вопросы о правомерности фотосъёмки и её ограничений на территории различных объектов: магазинов, улиц, железных дорог и метрополитенов, государственных учреждений, и т.п. Некоторые сведения могут оказаться полезными для начинающих транспортных фотографов.

Буква закона

В общем случае, снимать можно почти всё, что может попасть в объектив вашего фотографического аппарата.

  • Право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен, которые могут использоваться любыми лицами.
  • В статье 9 закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации.
  • Основная особенность большинства законов, устанавливающих такие ограничения – они предусматривают меры, которые направлены на то, чтобы с охраняемой информацией нельзя было ознакомиться посторонним. Если сведения могут быть получены посторонним – значит, они либо относятся к общедоступной информации, либо закон, который закрепляет ограничения доступа, не соблюдается. Таким образом, посторонний человек, фотографирующий улицу, не может нести ответственность за случайный стратегический объект в кадре.
  • Статья 44 Конституции гарантирует гражданам России право на свободу творчества. Право быть автором произведений искусства упомянуто в статье 18 ГК, в составе правоспособности гражданина, а в статье 22 содержится запрет включать в договор условия, ограничивающие право — или дееспособность.
  • Четвёртая часть ГК регулирует правоотношения, связанные с использованием и фотографическим репродуцированием произведений, охраняемых авторским правом. При этом закон устанавливает возможность разрешения или запрета только на действия с уже существующими произведениями, возможности запрета на создание новых он не предусматривает. В статье 1233 ГК, которая говорит о распоряжении исключительным правом, запрещается даже включать такие условия в договор: они являются ничтожными, то есть, недействительными, причем без всякого признания их таковыми судом.

Ограничения, связанные с транспортной фотографией

Несвобода панорамы в России и странах бывшего СССР[1]

Запреты фотографирования на ЖД

Старый приказ Министерства путей соообщения СССР о запрете фотосъёмки на объектах железнодорожного транспорта ещё никто не отменял. Кроме того, железная дорога и метрополитен являются стратегическими объектами, поэтому там «всё строго». Плюс ко всему, в настоящее время на Р/D в моде – борьба с мировым терроризмом, и неудивительно, что фотограф, просто снимающий обычную зелёную электричку, обречён на повышенное внимание к своей персоне со стороны охраны или полицейских. Хотя ещё ни одному застуканному за фотографированием на территории p/d транспортнику реально ничего (а уж тем более очень серьёзной 205-й статьи «терроризм») не пришили. Наиболее часто общение с полицейскими заканчивается испорченным настроением и сменой места съёмки, либо откупом и продолжением съёмки, иногда – штрафом за хождение по путям в неустановленных местах.

Запреты фотографирования в метро

  • Как правило, в метрополитенах требуется письменное разрешение на профессиональную съёмку. Но в некоторых городах правила запрещают любые виды съёмок в метро без разрешения, прикрываясь «стратегичностью» объекта.

Особенности фотографирования на транспортных предприятиях

  • Руководители заводов по производству ПС крайне не одобряют, а то и пресекают съёмку на их территории путём обязательной сдачи фототехники в интересах охраны производственных/коммерческих тайн.
  • Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования в городе Москве (п. 6.4.15) запрещают производить профессиональную съёмку в салонах городского транспорта без разрешения администрации транспортных предприятий.

Этим летом мы с Borobekом фоткали в 05408 (И-280 кравтэкс). Водила опустил штангу турникета, прошел к нам, взял нас за куртки и хотел вышвырнуть из автобуса. Мы сказали ему, что он не имеет права этого делать. Потом он начал нам угрожать, что заберет фотоаппараты и позвонит в отдел, потом мы еще раз сказали ему, что ничего противозаконного не совершили. После этого мы вышли.

Написали в МГТ, в сентябре получили ответ:

Отдел автобусного транспорта рассмотрел Ваши обращения с жалобой на действия водителя автобуса №05408 маршрута №271 и на неудовлетворительное техническое состояние данного автобуса. Сообщаем, что видео и фотосъемка в салонах автобусов может производиться только по согласованию с собственником подвижного состава. <...>
В описанном Вами случае водитель должен был в корректной форме предупредить Вас о прекращении несанкционированной фотосъемки.<...>

  • Некоторые водители считают съёмку управляемого ими транспортного средства вмешательством в их жизнь с соответствующим негативным отношением. Такие экземпляры могут прикрывать фэйс картонкой или требовать скрытия лица. Но если водила в момент съёмки нарушает ПДД, ПТЭ и ДИ – его проблема и только его.

Примечания

  1. Кроме Украины, о чём оговорено в статье

Ссылки

Путь фотографии на движках Трансфото и Трейнфото
Технические функции  Загрузка фотографийЛента очередиПульт фотомодератораПубликация фотографийФотоконкурсУдаление фотографийПотерянные фотографии
Правила и руководства  Право на фотосъёмкуЛимит загрузкиПринципы модерации (СТТС)Историческая ценностьЗамечанияВременная фотографияРейтинги фотографий
Прочее  ФотозарисовкиХудожественная фотогалерея

Авторское право на движках СТТСа и Трейнфото
Замечания, связанные с авторским правом  Вы не автор этого фото (не отмечена галочка)Не указан автор/источникПравомерность публикации не подтвержденаФото из коллекции Ааре Оландера не принимаются
Технические аспекты  Лицензирование фотографийНедопустимость публикации спутниковых снимковНесвобода панорамыОбъявление о легальностиПравила публикации неавторских фотографий из БерлинаПраво на фотосъёмкуАвторское право в Трансвики
Лица, отслеживающие соблюдение авторских прав  Модератор неавторских фотографийАдминистратор

Самые опасные для пользователя явления
Критика  БоянизмЖёлтые штаны для своихЛинуксоидностьЛуркоморьевская критикаПетросянствоТроллингУнылое говноХуитаШаблонное мышление
Кара от администраторов  БлокировкаПолитика повышения качества фотографийФото из коллекции Ааре Оландера не принимаются
Законодательные акты  Закон о чёрных спискахЗакон о персональных данныхНесвобода панорамыПраво на фотосъёмку

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики