ФЭНДОМ

Ру́сская колея́ — ширина железнодорожной колеи, равная 1520 мм (также в Эстонии и для большинства трамвайных сетей — 1524 мм).

Распространённость

Колея с шириной 1520 или 1524 мм — вторая по суммарной длине проложенных путей в мире. Она является основной на территории стран, ранее входивших в СССР, а также Финляндии и Монголии. Такая же ширина колеи применяется в метрополитенах и большинстве трамвайных систем стран, входивших в СССР.

Колея с шириной 1520 мм используется на железной дороге также и в Афганистане, на линиях, идущих из Туркмении (от Серехтабада (Туркменистан) до Торагунди (Гератский вилоят)) и Узбекистана (Галаба (Узбекистан) — Хайратон (Балхский вилоят) — Мазари-Шариф). Однако, наряду с колеёй 1520 по территории Афганистана также проложена линия шириной 1435 мм из Ирана и две линии шириной 1676 мм из Пакистана, так что на текущий момент нельзя сказать, что в этой стране существует какой-то единый национальный стандарт на ширину железнодорожной колеи.

Отдельные линии в других странах

Существует несколько отдельных линий шириной 1520/1524 мм, проложенных в странах, где этот стандарт не является основным, а именно:

  • Болгария. Короткий участок на паромном терминале в Варне, с которого осуществляются рейсы на Одессу и Поти. Оснащён оборудованием для смены тележек у вагонов.
  • Германия. Короткий участок на паромном терминале в порту Засниц (Мукран). Паромное сообщение было прекращено после распада СССР, возобновлено в 2007, вновь прекращено в 2010[1]. В настоящее время обсуждается вопрос о его возобновлении.
  • Китай. На железнодорожных пограничных переходах:
    • Переход Забайкальск (РФ) — Маньчжурия (КНР).[2]
    • Переход Гродеково (РФ) — Суйфэньхэ (КНР).[2]
    • Переход «Золотое звено» Камышовая (РФ) — Хуньчунь (КНР).[2]
  • КНДР. Пограничный переход Хасан (РФ) — Туманган (КНДР).[2] В 2011 году был восстановлен 54 км участок железной дороги Туманган — Раджин (КНДР).
  • Польша. Польская ширококолейная металлургическая линия.
  • Румыния. Однопутная линия, соединяющая Молдову и металлургический комбинат в Галаце.
  • Словакия. [[Ширококолейная линия Ужгород — Кошице и линия Чьерна-над-Тисоу — Чоп (Украина).
  • Швеция. Короткий участок на сортировочной станции Хапаранда. Используется для перегрузки между финскими и шведскими поездами.
  • Венгрия. Участок длиной около 46 км, от станции Захонь до границы с Украиной.[3].

Существуют так же относительно короткие транзитные участки, идущие по территории Ирана, Польши, Румынии.

Планируемое развитие

  • Австрия, Словакия. В период с 2007 по 2010 год велась и широко анонсировалась проработка проекта продления линии Ужгород — Кошице до Братиславы и Вены (Австрия). Однако строительных работ по этому маршруту в настоящее время не ведётся.

Ранее существовавшие

Первая железнодорожная линия Ирана, Джульфа — Тегеран, также была построена с шириной 1520 мм, но позже перешита на 1435 мм по политическим причинам.

Перешивке на 1435 мм подверглись также:

  • линии железных дорог, построенные Российской Империей по территории Китая, в частности КВЖД.
  • Панамская железная дорога (в 2000 году)
  • железные дороги с колеёй 1520 мм, проложенные в XIX веке в южных штатах США.

История

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в Российской империи в ходе постройки Николаевской железной дороги. Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, и прежде всего Джордж Уистлер (в то время такая колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры Павел Петрович Мельников и Николай Осипович Крафт, посетившие Соединённые Штаты перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов или 60 дюймов. Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию (так было во времена Великой Отечественной Войны, когда немецким войскам пришлось менять ширину колеи для своего подвижного состава). Существует версия, что такая ширина колеи является личным желанием императора Николая I, при котором и строились первые в России железные дороги.

Изменение ширины колеи

Начиная с мая 1970 г., железные дороги СССР начали изменение ширины колеи с 1524 мм на 1520 мм.

В Финляндии Финскими Государственными железными дорогами ширина колеи не изменена — 1524 мм.

После распада СССР и получения независимости Эстония вернулась к старой ширине колеи в 1524 мм для гармонизации параметров и документации с Финляндскими железными дорогами. Старое полотно не перешивалось, так как этого и не требуется, однако при покупке нового подвижного состава требования могут выставляться именно под 1524 мм.

Допуски

Финские железные дороги позволяют допуски −10 +30 мм, которые ужесточаются для скоростного сообщения: поезд Sm6 «Аллегро», к примеру, имеет колею ровно 1522 мм.

Интересный факт

  • Крупнейшая железнодорожная выставка Евразии, проводимая на полигоне ВНИИЖТ называется Экспо-1520.
  • Существует Союз железных дорог пространства 1520.[4]

Примечания

Ширина колеи
Основное  Breitspurbahn — 3000 ммБрюнелевская колея — 2140 ммИндийская колея — 1676 ммИберийская колея — 1668 ммИрландская колея — 1600 ммРусская колея — 1520 (1524) ммСтандартная (стефенсоновская) колея — 1435 ммШотландская колея — 1372 ммКапская колея — 1067 ммМетровая колея — 1000 ммБоснийская колея — 762 ммТрехфутовая колея — 914 мм750 мм • 600 мм • Декавилевская колея — 500 мм • 457 мм • 400 мм • Пятнадцатидюймовка — 381 ммКолея в Норфолке — 260 мм

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики