ФЭНДОМ

Святый Боже (Трисвятое)
Направление

духовная музыка

Жанр

литургическое песнопение

Состав исполнителей

смешанный хор a capella

Год создания

2013-2014

Дата премьеры

19 апреля 2014

Композитор

Владислав Мартыненко

Святый Боже — произведение Владислава Мартыненко для хора a capella на текст литургического Трисвятого, написанное в 2013—2014 годах.

История создания

Изначально «Святый Боже» был частью нереализованного по причине тогдашнего незнания канонических особенностей последования песнопений Божественной Литургии цикла, носившего рабочее название «Концертная литургия f-moll». Работа над частью этого "цикла" началась осенью 2013 года, и к декабрю 2013 года черновая работа была завершена. Окончательный вариант партитуры Трисвятого был выполнен автором в феврале-марте 2014 года при поддержке преподавателя сольфеджио и гармонии АМУ при МГК имени П. И. Чайковского С. А. Борисовым, после чего автор был допущен к работе с ансамблем своего курса по этому произведению. Премьера состоялась 19 апреля 2014 года года на Дне открытых дверей теоретического отделения вышеупомянутого училища.

Интересным фактом является то, что сам нереализованный цикл писался Владиславом Мартыненко под влиянием его безответных чувств к одной из студенток АМУ при МГК, Марии Салтыковой (в девичестве Мавропуло), которая на момент начала работы над циклом (в т. ч. и над «Святым Боже») находилась в академическом отпуске и состояла в штате смешанного хора Спасского храма в подмосковной Андреевке, поэтому Владислав предполагал участие в нереализованной "Концертной литургии" как мужского, так и смешанного хора. «Святый Боже» написано только для смешанного хора.

Композиция

В конечном варианте партитуры Владислав Мартыненко сохранил исходную структуру канонического текста и подчинить ей хоровую фактуру. Как и в тексте, произведение делится на три строфы, однако при этом имеются черты репризности между первой и третьей текстомузыкальными строфами (первая строфа, как и в канонике, имеет свою трёхчастную структуру).

Основная тональность песнопения — функциональный ля-бемоль минор, минорная малая верхняя медианта главной тональности цикла. В средней части ("Слава Отцу и Сыну...") вводится одноимённый главной тональности песнопения ля-бемоль мажор, придающий тональности некоторые черты модальности. Также стоит обратить внимание на то, что первая строфа в первом и третьем проведении, а также генеральная реприза решены в виде метрической инверсии (написано 6/4, однако при этом слова "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бес(смертный)..." распеваются на 3/2).

Исполнения

Единственным на данный момент публичным исполнением "Святого Боже" стала премьера на Дне открытых дверей теоретического отделения АМУ при МГК им. П. И. Чайковского 19 апреля 2014 года. Автор преподнёс своё сочинение как подарок слушателям к наступавшей в ночь с 19 на 20 апреля 2014 года Пасхе. Исполнял партитуру ансамбль курса теоретического отделения 2011-2015 годов в составе:

Примечания

Произведения Владислава Мартыненко
Ранние (до 2009 года)  Прелюдия № 2
"Чудовизм" (2009-2013)  Добро и злоКошкаЭхо великой войныЗимний вечерОдиночествоФантастический маршЛесная фантазияЭтюд к ненаписанной картинеСтрасти Христовы
Свободные сочинения (после 2011)  Есть минутыСвятый БожеОтче НашС посохом идуБаллада о музыкеСероглазый корольВесенние мыслиМимолётностиЗимний хоралФуга № 1 для струнного квартетаСкерцо для фортепиано, ударных и медных духовых
Нереализованные проекты  список уточняется

BSicon KBHFa sky.svg
Прелюдия № 2
BSicon HUBaq.svg
BSicon BHF sky.svg
BSicon HUBeq.svg
BSicon BHF red.svg
Страсти Христовы
BSicon BHF sky.svg
Есть минуты
BSicon BHF sky.svg
Святый Боже
BSicon BHF sky.svg
Отче Наш
BSicon BHF sky.svg
С посохом иду
BSicon BHF sky.svg
Баллада о музыке
BSicon BHF sky.svg
Сероглазый король
BSicon BHF sky.svg
Весенние мысли
BSicon HUBaq.svg
BSicon BHF sky.svg
BSicon HUBeq.svg
BSicon KBHFa golden.svg
Мимолётности
BSicon BHF sky.svg
Зимний хорал
BSicon HUBaq.svg
BSicon BHF sky.svg
BSicon HUBeq.svg
BSicon fexKBHFa.svg
Фуга № 1 для струнного квартета
BSicon KBHFe sky.svg
Скерцо для фортепиано, ударных и медных духовых