ФЭНДОМ

Сероглазый король
Сероглазый король/König Augraube
Направление

неоромантизм

Жанр

симфоническая фантазия

Состав исполнителей

парный симфонический оркестр; в перкуссии: глокеншпиль, вибрафон, литавры

Год создания

2015—2018

Дата премьеры

14 апреля 2018 года (клавирная версия); план 2018—2019 (полная версия партитуры)

Композитор

Владислав Мартыненко

Сероглазый король (нем. König Augraube) — симфоническая фантазия Владислава Мартыненко для оркестра на сюжет одноимённого стихотворения А. А. Ахматовой.

История создания

  • Фантазия стала вторым обращением автора к тексту стихотворения Ахматовой: до этого он пытался создать свой романс летом-осенью 2011 года. Этот романс подвергся критике со стороны В. О. Усачёвой, после чего он был заброшен на черновой стадии работы.
  • Формальным поводом для начала работы над симфонической фантазией стал заказ от руководителя одного из немецких юношеских оркестров Акселя Бэра. После завершения вступительных экзаменов в МГК им. П. И. Чайковского в июле 2015 года Владислав получил этот заказ от дальних родственников своей матери, Алексея и Юлии Глядковых, проживающих в Германии с 1990-х годов. По мере работы над партитурой было опробовано несколько вариантов главной темы, а также композиционная логика в целом. Черновой вариант партитуры был завершён 30 января 2016 года, после чего до 2 июня шла чистка инструментовки под руководством С. А. Михеева, дирижёра детского музыкального театра имени Н. И. Сац и преподавателя чтения партитур и инструментовки в консерватории. Вычищенная партитура была передана 2 июня 2016 года Алексею Глядкову, находившемуся в этот период с визитом в Москве, он и перевёз ноты в Штутгарт Акселю Бэру. Партитура была одобрена Акселем, однако из-за проволочек с редактурой (сброс пустых партий в партитурных системах и изготовление комплекта партий) она была принята в репертуар только в январе 2018 года.
  • Зимой 2018 года Владислав Мартыненко предложил своему лучшему другу по консерватории, С. С. Игнатьеву, создать фортепианное переложение партитуры для концертного исполнения. Премьера состоялась 14 апреля 2018 года на концерте кафедры композиции МГК им. П. И. Чайковского.

Композиция

При создании композиционной основы фантазии Владислав Мартыненко выбрал концентрическую форму, которая соотносится со структурой стихотворения-первоисточника, однако при этом внёс ряд существенных отличий в её восприятие.

  • Симфоническая фантазия открывается развёрнутым вступлением, которое охватывает промежуток от начала партитуры до соло трубы, возглашающего идею первого дистиха в стихотворении. В самом вступлении можно выделить четыре подраздела, различных по плотности и тембровым соотношениям оркестровой ткани, однако, как утверждает сам автор, это вступление объединяет идея приквела — раскрыть суть события, которое хронологически произошло до момента действия стихотворения, но описанного в экспрессии первого, третьего и четвёртого его дистихов. Для усиления трагического ощущения Владислав в первом и четвёртом подразделах прибег к цитированию интонации "Dies irae" (по Дурандиной)/"Что мы видели" (по Молчановой) из 2 части Симфонии № 6 Н. Я. Мясковского, в третьем подразделе тема построена на квази-народной основе с целью придания "русскости" произведению. Согласно позиции автора, сознательный анахронизм с интонацией из симфонии Мясковского был связан с приданием вступлению атмосферы свершающейся смерти Сероглазого короля, что соответствует общему концепту вступления-приквела, задуманному автором.
  • После соло трубы следует раздел второго дистиха, построенного на двух проведениях лирической темы (поручена флейтам, гобоям и кларнетам). Во втором проведении, с целью придания драматического эффекта ожидания трагического известия мужа лирической героини стихотворения, фактура усиливается медными духовыми.
  • Раздел третьего и четвёртого дистиха резко контрастен внутри оркестровой фактуры самого раздела. По сути, он является первой кульминацией фантазии, в которой муж героини оглашает известие о смерти Сероглазого короля, поэтому изобразительность оркестровой ткани особо подчёркивает метания и терзания героини и непреклонность известия, принесённого её мужем.
  • Раздел пятого и шестого дистиха расширяет типологию второго дистиха, в нём раскрывается нежность и женственность героини, а также её отношеник к малолетней дочери; это особо подчёркнуто деревянными духовыми и перкуссией (глокеншпиль и вибрафон). Внутри этого раздела можно выделить "эпизод общения с дочерью", где вступают только флейта, кларнет, указанная перкуссия и струнные. После этого эпизода повторяется второе проведение темы второго дистиха.
  • Раздел седьмого дистиха начинается с подготовки репризы возгласа трубы соло из первого дистиха, он подготавливается валторной и трубой. Возглас имеет уже окончательное катастрофическое значение — "Нет на земле твоего короля!..."
  • Фантазия имеет коду, в которой повторяется четвёртый подраздел вступления с цитатой из Мясковского, но с функцией коды. В последних тактах струнные тембры убывают в последовательности, обратной их вступлению в первых.

Тональный план фантазии относительно простой — вступление и кода в функциональном си-бемоль миноре, тогда как основное изложение разделов по стихотворению в основном опирается на фа минор, за исключением раздела пятого и шестого дистихов (фа-диез минор, кроме "эпизода общения с дочерью", фа мажор).

Состав оркестра

  • 2 флейты
  • 2 гобоя
  • 2 кларнета
  • 2 фагота
  • 4 валторны
  • 2 трубы
  • 3 тромбона
  • Глокеншпиль
  • Вибрафон
  • Литавры
  • Струнные

Критика

  • "Сероглазый король" подвергся критике со стороны как преподавателей композиции, так и друзей и однокурсников Владислава. Если оставшиеся после длительной корректуры огрехи в инструментовке, отмеченные (Т. А. Чудовой) ещё можно было осмыслить через драматургию произведения, то от однокурсников, А. Н. Сердцевой и М. В. Черноусова, произведение Владислава Мартыненко было раскритиковано за однообразность, предсказуемость построения формы и цитирование отдельных элементов из вышеупомянутой Симфонии № 6 Мясковского и побочной партии "Прелюдов" Ф. Листа.
  • В то же время имелись и некоторые положительные отклики на клавирную премьеру фантазии.

Исполнения

В. К. Мартыненко — Сероглазый король (транскрипция С. С

В. К. Мартыненко — Сероглазый король (транскрипция С. С. Игнатьева)

В 2018 году композитором и пианистом С. С. Игнатьевым было составлено двухручное переложение для фортепиано, имеющее незначительные отличия от оркестровой ткани. Оно было исполнено Степаном Сергеевичем 14 апреля 2018 года.

Примечания

Произведения Владислава Мартыненко
Ранние (до 2009 года)  Прелюдия № 2
"Чудовизм" (2009-2013)  Добро и злоКошкаЭхо великой войныЗимний вечерОдиночествоФантастический маршЛесная фантазияЭтюд к ненаписанной картинеСтрасти Христовы
Свободные сочинения (после 2011)  Есть минутыСвятый БожеОтче НашС посохом идуБаллада о музыкеСероглазый корольВесенние мыслиМимолётностиЗимний хоралФуга № 1 для струнного квартетаСкерцо для фортепиано, ударных и медных духовых
Нереализованные проекты  список уточняется

BSicon KBHFa sky.svg
Прелюдия № 2
BSicon HUBaq.svg
BSicon BHF sky.svg
BSicon HUBeq.svg
BSicon BHF red.svg
Страсти Христовы
BSicon BHF sky.svg
Есть минуты
BSicon BHF sky.svg
Святый Боже
BSicon BHF sky.svg
Отче Наш
BSicon BHF sky.svg
С посохом иду
BSicon BHF sky.svg
Баллада о музыке
BSicon BHF sky.svg
Сероглазый король
BSicon BHF sky.svg
Весенние мысли
BSicon HUBaq.svg
BSicon BHF sky.svg
BSicon HUBeq.svg
BSicon KBHFa golden.svg
Мимолётности
BSicon BHF sky.svg
Зимний хорал
BSicon HUBaq.svg
BSicon BHF sky.svg
BSicon HUBeq.svg
BSicon fexKBHFa.svg
Фуга № 1 для струнного квартета
BSicon KBHFe sky.svg
Скерцо для фортепиано, ударных и медных духовых